УКАЗ

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                Об Основах государственной политики
            Российской Федерации в области промышленной
                безопасности на период до 2025 года
                     и дальнейшую перспективу

     В  целях  обеспечения  реализации   государственной   политики
Российской   Федерации   в   области   промышленной    безопасности
п о с т а н о в л я ю:
     1. Утвердить  прилагаемые  Основы   государственной   политики
Российской Федерации в области промышленной безопасности на  период
до 2025 года и дальнейшую перспективу.
     2. Правительству Российской Федерации:
     а) обеспечить  реализацию   Основ   государственной   политики
Российской Федерации в области промышленной безопасности на  период
до 2025 года и дальнейшую перспективу;
     б) утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по  реализации
Основ  государственной  политики  Российской  Федерации  в  области
промышленной безопасности  на  период  до  2025 года  и  дальнейшую
перспективу;
     в) осуществлять контроль за реализацией Основ  государственной
политики Российской Федерации в области  промышленной  безопасности
на период до 2025 года и дальнейшую перспективу;
     г) представлять  Президенту  Российской   Федерации   ежегодно
доклад о состоянии промышленной безопасности Российской Федерации и
мерах по ее укреплению.
     3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


     Президент Российской Федерации                         В.Путин

     Москва, Кремль
     6 мая 2018 года
     № 198
     _______________


                                                   УТВЕРЖДЕНЫ
                                               Указом Президента
                                              Российской Федерации
                                             от 6 мая 2018 г. № 198


                              ОСНОВЫ
      государственной политики Российской Федерации в области
         промышленной безопасности на период до 2025 года
                     и дальнейшую перспективу

                        I. Общие положения

     1. Настоящими   Основами    определяются    цели,    принципы,
приоритетные направления и основные задачи государственной политики
Российской Федерации в области промышленной безопасности.
     2. В  настоящих  Основах   используются   следующие   основные
понятия:
     а) государственная политика  Российской  Федерации  в  области
промышленной  безопасности  (далее -  государственная  политика   в
области промышленной безопасности) -  система  приоритетов,  целей,
задач и  мер  в  этой  области,  а  также  деятельность  участников
обеспечения   промышленной   безопасности,   направленная   на   ее
укрепление;
     б) промышленная   безопасность -    определяемое    комплексом
технических   и   организационных   мер   состояние    защищенности
промышленного  объекта,   которое   характеризуется   стабильностью
параметров технологического процесса  и  исключением  (сведением  к
минимуму) опасности возникновения аварии или инцидента, а в  случае
их  возникновения -  отсутствием  опасности  воздействия  на  людей
опасных и вредных факторов  и  угрозы  причинения  вреда  имуществу
юридических и физических лиц, государственному  или  муниципальному
имуществу;
     в) промышленный  объект -  предприятие,  его  цеха,   участки,
площадки,  используемые  для  осуществления  деятельности  в  сфере
промышленности;
     г) участники    обеспечения    промышленной     безопасности -
федеральные органы государственной власти,  органы  государственной
власти   субъектов   Российской    Федерации,    органы    местного
самоуправления,    юридические    лица     независимо     от     их
организационно-правовой  формы  и  индивидуальные  предприниматели,
деятельность   которых   направлена   на   обеспечение   безопасной
эксплуатации  промышленных  объектов,  а  также  на  предупреждение
аварий на таких объектах и обеспечение  готовности  эксплуатирующих
организаций к локализации аварий и ликвидации их последствий.
     3. Нормативно-правовую   базу   настоящих   Основ   составляют
Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской
Федерации, федеральные законы  и  иные  нормативные  правовые  акты
Российской Федерации.
     4. Обеспечение промышленной  безопасности  является  одним  из
направлений   укрепления   национальной   безопасности   Российской
Федерации.

     II. Оценка состояния промышленной безопасности. Основные
       проблемы и тенденции развития в области промышленной
                 безопасности на современном этапе

     5. Промышленное производство, с  одной  стороны,  обеспечивает
экономическое развитие государства и жизнедеятельность общества,  с
другой - является источником потенциальной опасности. От  состояния
промышленной безопасности зависит не только обеспечение общества  и
государства   всеми   видами   ресурсов   и   продукцией,   но    и
непосредственно жизнь и здоровье граждан, поддержание благоприятных
условий их жизнедеятельности, сохранение окружающей среды.
     6. Промышленные объекты, на которых получаются,  используются,
перерабатываются,    образуются,    хранятся,     транспортируются,
уничтожаются опасные вещества, а также иные объекты,  отнесенные  в
соответствии с законодательством  Российской  Федерации  в  области
промышленной  безопасности  к  категории  опасных  производственных
объектов, представляют особую угрозу при эксплуатации.
     7. В государственном реестре опасных производственных объектов
зарегистрировано более 170 тыс. объектов, из них:
     а) 2 тыс. объектов  чрезвычайно  высокой  опасности  (I  класс
опасности);
     б) более  7,5  тыс.  объектов  высокой  опасности  (II   класс
опасности);
     в) более  90  тыс.  объектов  средней  опасности  (III   класс
опасности);
     г) 71 тыс. объектов низкой опасности (IV класс опасности).
     8. Сравнительный  анализ  показателей  аварийности  и  случаев
смертельного травматизма на опасных  производственных  объектах  за
период с  2005  по  2017 год  свидетельствует  об  общей  тенденции
повышения уровня безопасности на таких объектах. Так, за  указанный
период общее количество аварий на них снизилось с 235 до 159 (на 32
процента), количество несчастных случаев со смертельным исходом - с
404 до 158 (на 61 процент).
     Вместе с тем 60 - 70 процентов оборудования,  применяемого  на
опасных производственных  объектах,  отработало  нормативные  сроки
службы. При таких условиях социально-экономический ущерб от  аварий
может оцениваться в 600 - 700  млрд. рублей  в год,  что  негативно
скажется на экономической стабильности Российской Федерации.
     9. Основными  источниками   опасности,   причинами   повышения
аварийности  на  промышленных  объектах  являются  низкое  качество
проектных  и  технических  решений,  критический   уровень   износа
основных    производственных     фондов,     некачественное     или
несвоевременное  выполнение  работ  по   обслуживанию   и   ремонту
технических устройств, применяемых на таких объектах, контрафактные
или  не  соответствующие   техническим   требованиям   используемые
комплектующие, запасные  части  и  материалы,  низкие  квалификация
персонала,  технологическая  и  трудовая   дисциплина,   отсутствие
эффективных  стимулов  для  обновления  основных   производственных
фондов.
     Усиливающееся негативное воздействие техногенных  факторов  на
население, производственную и социальную инфраструктуру, окружающую
среду,  увеличение  риска  возникновения  аварий   и   чрезвычайных
ситуаций  (в   том   числе   вследствие   террористических   актов)
представляют возрастающую угрозу  для  жизнедеятельности  человека,
национальной   безопасности,   социально-экономического    развития
Российской Федерации.
     10. В  случае  развития  ситуации   в   области   промышленной
безопасности по негативному сценарию  (отказ  от  принятия  мер  по
обновлению материально-технической  базы  и  внедрению  современных
безопасных технологий производства) возрастет количество аварий  на
промышленных  объектах,   организационно-технические   мероприятия,
направленные  на  повышение  противоаварийной  устойчивости   таких
объектов,  окажутся  недостаточными  для  оперативного  обнаружения
признаков аварийной ситуации и своевременного оповещения персонала,
а условия, необходимые для быстрой  локализации  аварий  на  ранней
стадии их развития, не будут созданы.
     11. Необходимость повышения уровня  промышленной  безопасности
обусловлена следующими факторами:
     а) увеличение количества промышленных объектов, технические  и
технологические ресурсы которых близки к предельным  или  полностью
исчерпаны;
     б) рост непроизводительных затрат, связанных как с причинением
вреда в результате аварий, так  и  с  существованием  неоправданных
административных  барьеров  при  осуществлении  предпринимательской
деятельности в области промышленной безопасности;
     в) низкий      уровень       профессиональной       подготовки
административно-управленческого,  технического   и   обслуживающего
персонала, что ведет  к  росту  нарушений  требований  промышленной
безопасности;
     г) несоблюдение  технических  и   технологических   норм   при
производстве оборудования и других технических устройств,  а  также
требований и условий,  предусмотренных  технической  документацией,
при  проектировании,   строительстве,   эксплуатации,   капитальном
ремонте, реконструкции,  консервации  или  ликвидации  промышленных
объектов.
     12. В сложившейся ситуации требуются разработка  и  реализация
эффективной  государственной  политики   в   области   промышленной
безопасности,  направленной  на  последовательное  снижение   риска
возникновения  аварий  на  промышленных  объектах,   а   также   на
совершенствование методов государственного регулирования  в  данной
области,  в  том  числе  на  снижение  избыточной  административной
нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.
     В  настоящее  время  осуществляется  внедрение  новой   модели
государственного регулирования в области промышленной  безопасности
с учетом степени риска возникновения аварий и масштаба их возможных
последствий,  что  позволит  сократить  количество  мероприятий  по
контролю,    заменить    отдельные    государственные     механизмы
регулирования    на    рыночные,    устранить    ряд     избыточных
административных  барьеров  при  осуществлении   инвестиционной   и
производственной деятельности.

          III. Цели, принципы и приоритетные направления
          государственной политики в области промышленной
                           безопасности

     13. Целями государственной  политики  в  области  промышленной
безопасности  являются  предупреждение  аварий  и   инцидентов   на
промышленных объектах, решение правовых, экономических и социальных
задач,   направленных   на    обеспечение    роста    промышленного
производства, реализация конституционных прав  граждан  на  труд  в
условиях, отвечающих  требованиям  безопасности,  на  благоприятную
окружающую среду, и укрепление правопорядка в области  промышленной
безопасности.
     14. Принципами государственной политики в области промышленной
безопасности являются:
     а) соблюдение    законодательства    Российской     Федерации,
международных договоров Российской Федерации в области промышленной
безопасности;
     б) соответствие задач и мер государственного  регулирования  в
области промышленной безопасности  уровню  потенциальной  опасности
аварий на  промышленных  объектах  для  жизненно  важных  интересов
личности и общества;
     в) сосредоточение усилий  и  ресурсов  участников  обеспечения
промышленной безопасности на основных направлениях ее укрепления;
     г) обеспечение единства подходов при  установлении  требований
промышленной безопасности и осуществлении контроля (надзора) за  их
соблюдением на всей  территории  Российской  Федерации  и  на  иных
территориях,  над  которыми   Российская   Федерация   осуществляет
юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской  Федерации
и нормами международного права;
     д) соблюдение баланса общественных  и  частных  интересов  при
установлении требований промышленной безопасности  и  осуществлении
государственного контроля (надзора) за их соблюдением;
     е) минимизация    влияния     человеческого     фактора     на
технологические процессы на промышленных объектах;
     ж) снижение   технологической   или   иной   зависимости    от
иностранных государств при обеспечении промышленной безопасности;
     з) внедрение  в  приоритетном  порядке  ресурсосберегающих   и
экологически  безопасных  технологий,  модернизация   производства,
обновление основных производственных фондов;
     и) внедрение научно-технических достижений и передового  опыта
в целях обеспечения промышленной безопасности;
     к) неотвратимость ответственности эксплуатирующих  организаций
и  их  должностных  лиц  за  невыполнение  требований  промышленной
безопасности и за вред, причиненный гражданам и окружающей среде  в
результате аварий на  промышленных  объектах,  а  также  возмещение
такого вреда в полном объеме;
     л) обеспечение доступности для населения информации в  области
промышленной безопасности.
     15. Механизмами реализации настоящих  Основ  являются  издание
нормативных  правовых  актов   Российской   Федерации,   разработка
государственных (в  том  числе  межведомственных)  и  муниципальных
программ, направленных на реализацию основных задач государственной
политики в области промышленной безопасности, а  также  утверждение
плана мероприятий по реализации настоящих Основ.
     Федеральные   органы   исполнительной   власти,   которым    в
соответствии с федеральными законами  либо  нормативными  правовыми
актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской
Федерации предоставлено право  осуществлять  отдельные  функции  по
нормативно-правовому  регулированию,  специальные   разрешительные,
контрольные   (надзорные)   функции    в    области    промышленной
безопасности, обязаны  согласовывать  принимаемые  ими  нормативные
правовые акты, а также координировать свою деятельность  в  области
промышленной  безопасности  с  федеральным  органом  исполнительной
власти,  осуществляющим   функции   по   выработке   и   реализации
государственной политики в области промышленной безопасности.
     16. Приоритетными  направлениями  государственной  политики  в
области промышленной безопасности являются:
     а) совершенствование  нормативно-правового   регулирования   и
государственного управления в области промышленной безопасности;
     б) разработка  и  внедрение  единых  критериев  оценки  рисков
аварий на промышленных объектах и категорирования таких объектов;
     в) усиление защиты промышленных объектов от угроз техногенного
и природного характера, а также от террористических угроз;
     г) обеспечение   комплексной   защиты    и    противоаварийной
устойчивости промышленных объектов и их инфраструктуры;
     д) повышение   эффективности   федерального   государственного
надзора в области промышленной  безопасности,  использование  новых
принципов при  осуществлении  мероприятий  по  контролю  в  области
промышленной безопасности;
     е) сокращение количества бесхозяйных промышленных объектов;
     ж) эффективное кадровое  обеспечение  деятельности  в  области
промышленной безопасности;
     з) развитие  культуры  промышленной  безопасности,   осознание
личной ответственности за  состояние  промышленной  безопасности  и
формирование  нетерпимого   отношения   к   нарушениям   требований
промышленной безопасности;
     и) урегулирование вопросов в области промышленной безопасности
на  территориях  (объектах),  над  которыми  юрисдикция  Российской
Федерации в этой области не осуществляется;
     к) развитие   международного    сотрудничества    в    области
промышленной безопасности.

      IV. Основные задачи государственной политики в области
                     промышленной безопасности

     17. Основными  задачами  государственной  политики  в  области
промышленной безопасности являются:
     а) обеспечение    актуализации     требований     промышленной
безопасности  с  учетом   развития   технологий,   применяемых   на
промышленных объектах;
     б) формирование      механизмов      научно-технической      и
методологической поддержки государственного регулирования в области
промышленной    безопасности,    обеспечивающих    решение    задач
прогнозирования рисков возникновения   аварий,   научно-техническое
обоснование разработки  (актуализации)  требований  к  безопасности
технологических  процессов,  внедрение   инновационных   технологий
обеспечения промышленной безопасности;
     в) сближение требований  промышленной  безопасности  в  рамках
Евразийского экономического союза и межгосударственных объединений,
формируемых при участии Российской Федерации;
     г) внедрение  риск-ориентированного  подхода  при  организации
федерального  государственного   контроля   (надзора)   в   области
промышленной безопасности;
     д) разработка нормативно-правовой  базы  в  части,  касающейся
создания  и  внедрения  системы   государственного   дистанционного
мониторинга состояния промышленной безопасности,  предусматривающей
автоматизированный  сбор,  фиксацию,  обобщение,  систематизацию  и
оценку информации о значениях параметров технологических  процессов
на промышленных объектах в целях определения состояния промышленной
безопасности;
     е) отмена  устаревших,  избыточных  и  дублирующих  требований
промышленной безопасности;
     ж) совершенствование  нормативно-правового   и   методического
обеспечения экспертизы промышленной безопасности, повышение  уровня
независимости экспертов  и  экспертных  организаций  от  заказчиков
такой экспертизы;
     з) обеспечение   эффективной   научно-технической    поддержки
деятельности  уполномоченных   органов   в   области   промышленной
безопасности;
     и) совершенствование системы повышения квалификации работников
органов   государственного   контроля   (надзора)   и    работников
организаций, осуществляющих  деятельность  в  области  промышленной
безопасности;
     к) совершенствование требований  к  программам  подготовки,  к
аттестации  и  проверке   знаний   руководителей   и   специалистов
эксплуатирующих   организаций   и    организаций,    осуществляющих
обслуживание промышленных объектов;
     л) развитие методов  анализа  и  оценки  рисков  возникновения
аварий на промышленных объектах;
     м) развитие и внедрение информационных технологий, позволяющих
осуществлять  взаимодействие  с   эксплуатирующими   организациями,
оптимизировать процесс получения, хранения и анализа  информации  о
производственном контроле за  соблюдением  требований  промышленной
безопасности, о системах управления промышленной безопасностью,  об
авариях и инцидентах на промышленных объектах;
     н) повышение   роли   института   обязательного    страхования
гражданской   ответственности   владельца   опасного   объекта   за
причинение вреда в результате аварии на таком объекте;
     о) совершенствование механизмов компенсации затрат,  связанных
с  локализацией  аварий  и  ликвидацией  их  последствий,  за  счет
осуществления добровольного страхования в сочетании с формированием
резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий
аварий и чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах;
     п) совершенствование  механизмов  установления  охранных   зон
промышленных  объектов  и  обеспечения  соблюдения  особых  условий
использования таких зон;
     р) разработка   комплекса   мер    по    перебазированию    из
густонаселенных  районов  Российской   Федерации   или   ликвидации
промышленных  объектов,  функционирование  которых  создает  угрозу
жизнедеятельности   человека,   социально-экономическому   развитию
субъектов Российской Федерации;
     с) совершенствование правовых  механизмов  ответственности  за
нарушение   требований   промышленной   безопасности,    а    также
формирование механизмов стимулирования деятельности по повышению ее
уровня;
     т) развитие   системы   профилактики   нарушений    требований
промышленной безопасности;
     у) реализация международных договоров Российской  Федерации  в
области промышленной безопасности;
     ф) развитие    сотрудничества    Российской    Федерации     с
международными   организациями   и   объединениями,   занимающимися
вопросами обеспечения и регулирования промышленной безопасности;
     х) углубление   сотрудничества   с   национальными    органами
иностранных государств,  осуществляющими  регулирование  в  области
промышленной безопасности, иностранными научными  и  международными
организациями в целях повышения уровня  промышленной  безопасности,
сближения  подходов  к  обеспечению  и  регулированию  промышленной
безопасности, а также оперативного и постоянного обмена информацией
об авариях на  промышленных  объектах,  последствия  которых  могут
носить трансграничный характер;
     ц) оказание содействия иностранным государствам,  использующим
или намеревающимся использовать российские промышленные технологии,
в  становлении  и  развитии  национальных  систем  регулирования  в
области промышленной безопасности;
     ч) повышение уровня информированности  населения  о  состоянии
промышленной безопасности;
     ш) развитие инструментов технического регулирования, внедрение
в операционный менеджмент  эксплуатирующих  организаций  стандартов
управления рисками;
     щ) внедрение    эффективных     механизмов,     препятствующих
проявлениям   коррупции   в   системе   обеспечения    промышленной
безопасности.

         V. Ожидаемые результаты и инструменты реализации
         настоящих Основ. Оценка эффективности реализации
          государственной политики в области промышленной
                           безопасности

     18. Результатами  реализации  настоящих  Основ  должны   стать
обеспечение  промышленной  безопасности,  предупреждение  аварий  и
инцидентов   на   промышленных   объектах,   а   также   укрепление
правопорядка в области промышленной безопасности.
     19. Инструментами реализации настоящих Основ являются:
     а) осуществление    мониторинга     состояния     промышленной
безопасности;
     б) нормативно-правовое регулирование  в  области  промышленной
безопасности;
     в) реализация государственных программ  Российской  Федерации,
субъектов   Российской   Федерации   и   муниципальных    программ,
предусматривающих мероприятия,  направленные  на  решение  задач  в
области промышленной безопасности;
     г) участие федеральных органов государственной власти, органов
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,   органов
местного   самоуправления   и   эксплуатирующих    организаций    в
соответствии  с  их  компетенцией  в   организации   и   проведении
мероприятий в области промышленной безопасности;
     д) внедрение  мер  стимулирования   деятельности   в   области
промышленной безопасности;
     е) выполнение плана мероприятий по реализации настоящих Основ,
утверждаемого Правительством Российской Федерации;
     ж) осуществление  федерального  государственного   надзора   в
области  промышленной  безопасности  уполномоченными   федеральными
органами исполнительной власти в соответствии с их  компетенцией  в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     20. Механизмами  оперативного   реагирования   на   угрозы   и
кризисные ситуации в области промышленной безопасности являются:
     а) выполнение планов  мероприятий  по  локализации  аварий  на
промышленных объектах и ликвидации их последствий;
     б) расследование несчастных случаев на промышленных объектах;
     в) проведение  технического   расследования   причин   аварий,
инцидентов и случаев  утраты  взрывчатых  материалов  промышленного
назначения.
     21. Порядок взаимодействия федерального органа  исполнительной
власти,  осуществляющего  функции   по   выработке   и   реализации
государственной политики в  области  промышленной  безопасности,  с
участниками обеспечения промышленной безопасности при возникновении
аварий, инцидентов и несчастных случаев  на  промышленных  объектах
определен законодательством Российской Федерации.
     22. Эффективность  реализации   государственной   политики   в
области  промышленной   безопасности   оценивается   по   следующим
показателям:
     а) снижение количества аварий на промышленных объектах;
     б) снижение  количества  случаев  со  смертельным  исходом   в
результате аварий на промышленных объектах;
     в) снижение количества травмированных в результате  аварий  на
промышленных объектах;
     г) снижение   административной   нагрузки   на    организации,
осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности.
     23. Сбор,  обобщение  и   анализ   информации   о   достижении
показателей эффективности  реализации  государственной  политики  в
области промышленной безопасности  обеспечивает  федеральный  орган
исполнительной  власти,  осуществляющий  функции  по  выработке   и
реализации  государственной   политики   в   области   промышленной
безопасности.
     24. Количественные    значения    показателей    эффективности
реализации  государственной   политики   в   области   промышленной
безопасности  и  порядок  их  определения  на   соответствующий год
разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации.
     25. Финансирование  мероприятий,  предусмотренных   настоящими
Основами,  осуществляется   в   пределах   бюджетных   ассигнований
федерального бюджета, бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и
местных бюджетов, предусмотренных на реализацию  государственных  и
муниципальных  программ  на  соответствующий год,  разработанных  с
учетом настоящих Основ, а также за счет внебюджетных источников.

          VI. Порядок взаимодействия федеральных органов
      государственной власти, органов государственной власти
         субъектов Российской Федерации и органов местного
     самоуправления при реализации государственной политики в
                 области промышленной безопасности

     26. Государственная   политика    в    области    промышленной
безопасности   осуществляется   посредством   скоординированной   и
целенаправленной деятельности федеральных  органов  государственной
власти,  органов  государственной   власти   субъектов   Российской
Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан.
     27. Государственная   политика    в    области    промышленной
безопасности является неотъемлемой частью государственной  политики
в   сфере   обеспечения   экономической   безопасности   Российской
Федерации.
     28. Корректировка настоящих Основ  осуществляется  по  решению
Президента   Российской   Федерации   на   основании   предложений,
подготовленных  Правительством  Российской  Федерации  при  участии
Совета  Безопасности  Российской  Федерации  с  учетом  результатов
мониторинга реализации настоящих  Основ  и  изменений,  оказывающих
существенное влияние на состояние промышленной безопасности.


                           _____________