Поиск информации

Искать среди правовых систем:




Искать среди разделов:




Календарь

« Ноябрь, 2017 года »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Все события

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ– ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А.Р. Ахметова,
Л.В. Половова
 
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ  –  ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
 
В статье раскрываются проблемные вопросы противодействия коррупции, приобретшей характер угрозы национальной безопасности, конституционным принципам социальной справедливости и равенства граждан, нормальному функционированию государства, эффективному развитию экономики. В этой связи в статье формулируются предложения, направленные на предупреждение и пресечение коррупции.
Ключевые слова: коррупция,противодействие коррупции, профилактика коррупции, борьба с коррупцией, угроза национальной безопасности.
 
Важнейшим направлением деятельности нашего государства была и остаётся борьба с коррупцией.
Сегодня коррупция является одним из серьезных условий, препятствующих эффективному развитию государства, и представляет огромную социальную угрозу. Поэтому разработка правовых механизмов противодействия коррупции становится значимой и актуальной проблемой развития современного российского общества и государства. На данный момент, несмотря на все принимаемые государством усилия, коррупция создала реальную угрозу национальной безопасности страны. Она наносит ущерб стабильности и безопасности общества, приводит к значимым и ощутимым потерям в социально-экономическом и политическом развитии. Потому готовность к эффективной борьбе с ней рассматривается мировым сообществом в качестве главного показателя цивилизованности государства, его приверженности демократическим ценностям.
Не требует особых доказательств утверждение о том, что коррупция является одной из угроз национальной безопасности любого государства поскольку, «чем выше уровень коррупции, тем беднее общество, не стабильнее политическая и экономическая системы страны,  выше  степень   криминализации социума»[4]
Современное понятие коррупции начинает складываться в ХV – ХVI вв. Уже в то время Н. Макиавелли, автор знаменитого произведения «Государь», сравнивает коррупцию не просто с болезнью общества, а с такой тяжёлой болезнью организма как чахотка. В момент возникновения эта болезнь трудно распознаётся, но легко излечивается. Если она запущена, то её легко распознать, но лечить трудно. Классик немецкой социологии начала ХХ в. М. Вебер, признавая, что в основе любого государства лежит господство чиновников, предупреждал, что бюрократия может превратиться в неконтролируемую «тайную» организацию и в конечном итоге использовать своё положение в личных целях.
В соответствии с положениями Федерального закона «О противодействии коррупции» Президентом Российской Федерации утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и изложен Национальный план противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы. В этих документах определена программа действий как органов государственной власти, органов местного самоуправления, так и институтов гражданского общества, организаций и физических лиц [1]. Политика противодействия коррупции как антиценности общественного развития вошла составной частью в новую доктрину национальной безопасности России. В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года даётся оценка коррупции как одной из угроз национальной безопасности (ст. 38). Борьба с ней рассматривается в качестве одного из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгую перспективу (ст. 38). В системе главных стратегических рисков и угроз в экономической сфере также значится коррупция (ст. 55).[5]
Коррупция представляет собой один из серьёзнейших и опасных вызовов человеческому развитию. Она не только подвергает риску суверенитет и безопасность государства, но и подрывает сами устои человеческой цивилизации, нарушает нормальное развитие всех сфер жизни людей, снижает их нравственность и материальное благосостояние, а также усугубляет один из самых опасных как для нормальной человеческой жизни, так и для ведения бизнеса кризисов – кризис доверия.[6]
Негативное воздействие коррупции распространяется на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества.
Среди причин коррупции в России можно выделить:
• стремительный переход к рыночным отношениям на фоне глобальных процессов в мире;
• смена или изменение государственного устройства;
• низкая эффективность управления (несовершенство административной реформы);
• пробелы законодательства и его отставание от развития социально- экономических отношений;
• состояние общественной морали, популяризация новых нравственных ценностей, культ личного преуспевания и обогащения;
• правовая неграмотность населения страны;
• неэффективность функционирования большинства институтов власти;
• кадровая техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;
• низкое материальное обеспечение государственных служащих и отсутствие гарантированного социального пакета.
Несмотря на широкие масштабы коррупции, существуют достаточно эффективные методы борьбы с этим явлением, о чем успешно свидетельствует мировая практика.
В мае-июне 2017 года в Ульяновской области в рамках исполненияНационального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы [2]
и программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы»[3] проведен социологический опрос населения«Оценка населением уровня коррупции в регионе».
Целью исследования являлось изучение оценки населением уровнякоррупции в Ульяновской области, задачами - оценка актуальности проблемыкоррупции; личной вовлечённости населения в коррупционные процессыи эффективности реализуемых антикоррупционных мер.Исследование проведено специалистами ОГКУ «Аналитика» методомстандартизированного интервью по месту жительства респондентов. Объемвыборки составил 1100 человек.
10 июля 2017 года его результаты представлены в адресУполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области.По результатам первичного анализа, проведенного сотрудниками отделаадминистрации Губернатора Ульяновской области по обеспечениюдеятельности Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновскойобласти, можно сделать вывод о том, что для населения Ульяновской областипроблемы коррупции входят в число наиболее актуальных.
Данное обстоятельство подтвердило большинство участниковисследования - 67%. 29% опрошенных отметили, что это одна из наиболее острыхпроблем, 38% - признают актуальность проблемы коррупции наряду с другими проблемами, а 16% респондентов указали на наличие проблемы коррупции,но не считают её острой. Оценивая уровень коррупции в Ульяновской области, 42% опрошенныхопределили его как средний, 33% -как высокий и 3% - как низкий. Причём 39%респондентов выразили уверенность, что объём коррупциив настоящее время не меняется, 27% - считают, что коррупция растёт,и только 11% - замечают снижение уровня коррупции в области.
Сравнение полученных результатов с данными социологическогоисследования, проведённого в сентябре 2016 года, показывает определеннуюположительную динамику в оценке населением уровня коррупции в регионе.Так, оценивая уровень коррупции в Ульяновской области в 2016 году,
46% опрошенных респондентов определили его как высокий,
35%
респондентов выразили уверенность, что объём не меняется,
29% - отметили, что коррупция растёт, и только 9% отметили
снижение.
 Кроме того, в 2017 году, оценивая антикоррупционные мероприятия,проводимые в Ульяновской области, 55% респондентов обратили внимание на то, чтоотдельные меры по борьбе с коррупцией предпринимаются и они эффективны.Однако здесь же отмечено, что их недостаточно.
Как показывает практика, одним из индикаторов, характеризующихмасштабы коррупции, является коррупционный охват – доля респондентов,которые хотя бы раз попадали в коррупционнуюситуацию или слышали о подобном опыте от знакомых.
По результатам исследования 2017 года отмечается, что 33%опрошенных за последние несколько лет сталкивались с «просьбами получениявознаграждения», а не попадали в коррупционную ситуацию заметнобольше – 64%.По словам респондентов, попадавших в коррупционную ситуацию,основными сферами, где распространены коррупция  и, в первую очередь, взяточничество, являются: медицина (69%), ГИБДД (40%)и образование (38%).
В 2016 году в результате проведенного аналогичного социологическогоисследования отмечалось, что наиболее коррумпированными, с точки зренияжителей, являются медицинские учреждения (46%), ГИБДД (46%), ВУЗы и средние специальные учебные заведения (40%).Отмечается, что если по ГИБДД и сфере образования в оценкенаселением распространения коррупции произошло снижение, то в сферездравоохранения отмечается существенный рост на 23%. Кроме того, по результатам опроса 2017 года отмечены следующие сферы,наиболее подверженные коррупции: правоохранительные органы, жилищно-коммунальные службы, сфера строительства, сфера выделения земельных участков, органы местного самоуправления муниципальных образований, организации торговли, учреждения социальной защиты, проведение выборов.По сравнению с 2016 годом в оценках мнения населения перестали бытьсферами, где жители наиболее часто сталкиваются с проявлениями коррупции:военкоматы, дошкольные образовательные учреждения (детские сады), суды.
Согласно результатам исследования 2017 года отмечается, что болееполовины опрошенных декларируют недопустимость дачи взяткидолжностному лицу за выполнение услуги (58 %). Не отрицают для себя такойвозможности 23% респондентов, а каждый восьмой участник исследованияуверен, что дать взятку нормально. Почти 30% респондентов признают,что доводилось лично давать взятки должностным лицам:
7% - достаточно
часто, а 22% - в единичных случаях.Здесь также отмечается положительная динамика. Так в 2016 году 25%опрошенных высказывали уверенность в допустимости неофициальной платыдолжностному лицу за оказание той или иной услуги.Как показало исследование, чаще всего жители Ульяновской областидавали взятку в медучреждениях (66%), при общении с сотрудниками ГИБДД(28%), при общении с работниками сферы образования (25%), а также при общении с сотрудниками правоохранительных органов, попытке оформить земельные, приватизационные, наследственныедела, поиске, устройстве на работу,  общении с сотрудниками органов социальной защиты населения,  получении гражданства, регистрации, прописки, попытке открыть собственное дело.
Эти данные свидетельствуют о том, что указанные сферы наиболееподвержены коррупционным проявлениям, и здесь неэффективно действуютантикоррупционные механизмы. В связи с этим органам государственной и муниципальной власти в данных сферах должно быть уделено первостепенное внимание работе по профилактике коррупции. Результаты исследования показывают, что жители Ульяновской областив большинстве своём занимают неактивную позицию относительнокоррупционных фактов. Только около 10% опрошенных готовы официальносообщить в правоохранительные органы о фактах коррупции в тех или иныхучреждениях, около 13%  - на телефон доверия или через соответствующий сайт,около 5% - в общественные организации. Большинство респондентовотметили, что не будут ничего делать, либо затрудняются спрогнозировать своидействия в случае получения информации о взятке.Указанное обстоятельство свидетельствует о необходимостипродолжения работы по антикоррупционному просвещению, пропагандеи популяризации антикоррупционных стандартов поведения.Также представляется целесообразнымрасширить работу «горячих антикоррупционных линий», действующих приорганах государственной и муниципальной власти Ульяновской областии внедрить их работу в подведомственную сеть учреждений и организаций.Как показывают результаты, каждый второй участник исследованияосновной причиной коррупции назвал безнаказанность нарушения закона.По мнению опрошенных, предпосылками для возникновения коррупционныхпроявлений также являются несовершенство законодательства в планевозможности различной интерпретации законов (29%), моральная деградациячиновников (29%), коррумпированность вышестоящих чиновников, которыепринуждают подчинённых брать взятки (21%) и взаимная выгода от коррупциивзяткодателя и взяткополучателя (21%).По мнению большинства опрошенных, наиболее эффективными мерамипо борьбе с коррупционными проявлениями являются контрольза деятельностью чиновников со стороны общества, СМИ, общественныхорганизаций, политических партий, а также совершенствование правовогорегулирования в сфере противодействия коррупции, сокращение государственногоаппарата.
В 2017 году перед антикоррупционным социологическим исследованиембыла поставлена задача, определить из каких источников населениеУльяновской области получает информацию о коррупционных ситуациях иформирует соответствующее мнение.Как показали результаты, основным источником событийнойинформации является федеральное телевидение (65%). Также в числереферентных источников - новостные официальные Интернет-ресурсыи областное телевидение (44% и 40% соответственно).Указанное обстоятельство свидетельствует о необходимости созданияна теле- и радиоканалах Ульяновской области и муниципальном телевидениипросветительских программ, направленных на повышение уровня правовойкультуры граждан, формирование антикоррупционного общественногосознания и создание в обществе обстановки нетерпимости к коррупции, а такжеболее предметном освещении антикоррупционной политики, реализуемойв Ульяновской области, а также создание соответствующих тематическихинформационных групп в социальных сетях в сети Интернет.
Несмотря на просматривающиеся отдельные положительные динамики,отраженные в результатах исследования 2017 года, следует признать,что деятельность по профилактике и борьбе с коррупцией в Ульяновскойобласти требует своего совершенствования, повышения эффективностии открытости.Данная задача в свете полученных результатов представляется единой как  для органов государственной и муниципальной власти Ульяновскойобласти, так и для других участников реализации государственной политикив области противодействия коррупции, а также институтов гражданскогообщества и средств массовой информации.
По результатам проведенного анализа социологического опросанаселения «Оценка населением уровня коррупции в регионе»Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области
в адрес Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова и Первогозаместителя Губернатора Ульяновской области-руководителя администрацииГубернатора Ульяновской области А.В.Озернова внесены предложения,направленные на повышение эффективности, результативностии открытости деятельности по профилактике коррупции в Ульяновскойобласти. Кроме того, предложено результаты социологического исследованиярассмотреть на заседании комиссии по координации работыпо противодействию коррупции в Ульяновской области [7].
Не бороться с коррупцией означает поддерживать ее, учитывая все разрушительные последствия. В связи с этим важно всестороннее изучение причин коррупции, поскольку, выявляя причины, можно устранить все возможные факторы, влияющие  на формирование коррупции.
К сожалению, на сегодняшний день основной упор по-прежнему делается на борьбу с последствиями коррупции, при этом причины коррупции остаются практически без внимания. Несомненно необходимы целенаправленные усилия не только со стороны государства в целом, но и гражданского общества и отдельных граждан. Бесспорным является тот факт, что реализация вышеуказанных мер будет способствовать предупреждению коррупции. Вместе с тем, совершенствование законодательства должно идти по пути минимизации возможностей проявления коррупции, включать в себя комплекс мер, направленных не только на решение проблемы несовершенства законодательства как фактора, способствующего расцвету коррупции и отсутствию контроля деятельности органов власти, ущербности кадровой политики, а также на уменьшение масштабов государственного администрирования, но и на снижение общественной незрелости и деформированности правового и нравственного сознания гражданского общества, формирование нетерпимости к коррупционному поведению, выработку устойчивого антикоррупционного стандарта поведения в обществе, повышение правового сознания граждан и правовой культуры общества в целом.
 


 
Литература
 
1.      Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 № 200-ФЗ,
от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, от 29.12.2012
№ 280-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 30.09.2013 № 261-ФЗ,
от 28.12.2013 с  396-ФЗ, от 22.12.2014 № 431-ФЗ, от 05.10.2015
№ 285-ФЗ, от 03.11.2015 N 303-ФЗ, от 28.11.2015 N 354-ФЗ, от 15.02.2016
№ 24-ФЗ)» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2016.
2.      Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016  2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации, 04.04.2016, № 14, ст. 1985.
3.      Закон Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» (в ред. 09.03.2016) (принят ЗС Ульяновской области 12.07.2012) // Ульяновская правда,  78(23.203), 24.07.2012, официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.03.2017.
4.      Шишкарёв С.Н. Борьба с коррупцией в системе приоритетов правового обеспечения национальной безопасности. // Вестник ПАГС. 2009. С. 102.
5.      О стратегии Национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ, 2009, № 20.
6.      Нарышкин С.Е. Международное сообщество в борьбе с коррупцией.
// Журнал Российского права. 2012. № 7. С.5-7.
7.      Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области. URL:  http://www.anticorrupt-ul.ru/(дата обращения 18.09.2017).