Поиск информации

Искать среди правовых систем:




Искать среди разделов:




Календарь

« Июнь, 2017 года »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
Все события

28.10.11 Электронный Свод законов и правовая информатизация в России


 

Вершинин А.П.

д.ю.н., профессор,

генеральный директор Президентской

 библиотеки имени Б.Н. Ельцина

(статья первоначально опубликована в

журнале «Правоведение»

№ 10 за 2010 год)

 

Электронный Свод законов и правовая информатизация в России

 

В последнее время все чаще привлекает к себе внимание вопрос о необходимости создания Свода законов Российской Федерации. Общая систематизация российского законодательства была одной из первоочередных задач в связи с правовыми реформами и распространением информационных технологий в 90-е годы XX в. Некоторое ослабление внимания на практике к Своду законов Российской Федерации в конце прошлого — начале нынешнего века сопровождалось, тем не менее, широким изучением проблем систематизации законодательства. С учетом опыта 90-х годов, новых исследований и на основе новейших информационных технологий, а также накопленной в электронной среде правовой информации могут быть определены перспективы правовой информатизации Российской Федерации, в целом, и формирования Свода законов Российской Федерации в электронном виде, в частности.

Необходимость начать подготовку к составлению и изданию Свода законов Российской Федерации — официального систематизированного полного собрания действующих нормативных актов Российской Федерации была признана в 1995 году в целях реализации положений ст. 15 Конституции Российской Федерации, упорядочения законодательства, обеспечения его стабильности, укрепления конституционной законности.

На первом этапе подготовки к изданию Свода законов Российской Федерации Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации необходимо было осуществить инвентаризацию всех действующих, формально не отмененных федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, нормативных постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов, а также нормативных актов Союза ССР, продолжавших действовать на территории Российской Федерации.

Научным организациям, в частности Институту государства и права Российской академии наук, Институту законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, юридическому факультету Московского государственного университета имени М.В Ломоносова, Московской юридической академии, иным научно-исследовательским и образовательным учреждениям юридического профиля предлагалось представить рекомендации по принципам формирования и структуре Свода законов Российской Федерации. На Институт государства и права Российской академии наук и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации возлагалось научное обеспечение работ по подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации и организация рабочих групп для анализа актов законодательства, намечаемых к включению в Свод законов Российской Федерации, с привлечением ученых-юристов и специалистов-практиков из других учреждений и организаций. Была образована временная комиссия по подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации в качестве рабочего органа при Президенте Российской Федерации.

В 1998 году в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию[1] и повышения эффективности работы, связанной сформированием Свода законов Российской Федерации, был принят очередной Указ Президента Российской Федерации[2], в соответствии с которым было предписано приступить к систематизации действующего законодательства в целях включения нормативных актов в Свод законов. Были определены координирующие функции Минюста России и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, даны поручения министерствам и ведомствам, а также рекомендации высшим органам судебной власти и прокуратуры.

Однако в конце 90-х годов на Свод уже стали смотреть как на слишком простую систематизацию, полагая, что более актуальной является кодификация отдельных отраслей права.[3] Действительно, вопрос отраслевой и межотраслевой кодификации законодательства в связи с обновлением законодательства и возникновением новых областей правового и государственного регулирования был чрезвычайно актуальным в прошедшее десятилетие.[4] Кроме того, в юридической практике широко распространились информационные справочно-правовые системы, сопровождавшиеся накоплением большого количества нормативной информации в электронных носителях и широкими научными исследованиями. В связи с этим внимание к вопросу о Своде законов Российской Федерации несколько ослабло. Переиздание фундаментальных трудов конца 90-х гг., затрагивающих данный вопрос, не свидетельствует однозначно о таких работах сегодня.[5] Поэтому предложения по созданию Свода законов Российской Федерации и использованию компьютерных технологий в решении указанной задачи требуют дополнительных пояснений и обоснований.

Прежде всего, следует признать, что достижения в области правовой информатизации Российской Федерации не только не исключают необходимость общей систематизации российского законодательства, а, наоборот, предполагают работу над его Сводом. В настоящее время в электронной среде (в российском сегменте Интернета и на электронных носителях) собраны практически весь массив действующего законодательства и большое количество другой правовой информации (правоприменительных актов, комментариев и других справочных материалов, учебной и научной литературы). Доступ к этому массиву электронных документов обеспечивают крупнейшие публичные порталы: Официальный интернет-портал правовой информации с информационно-правовой системой «Законодательство России» Федеральной службы охраны Российской Федерации, Программный комплекс «Эталон Плюс» Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации, а также негосударственные порталы: НПО «Гарант-Сервис», ЗАО «КонсультантПлюс», ЗАО «Информационная компания «Кодекс» и др.

В связи с огромным количеством электронной правовой информации встают вопросы о достоверности и полноте, а значит, и интеграции и систематизации этих информационных ресурсов. Ситуация с правовой информатизацией вполне Российской Федерации сравнима с положением дел в области законодательства во времена М.М. Сперанского. Тогда первым этапом на пути подготовки Свода законов Российской Империи стало создание Полного Собрания законов Российской империи, особенностью которого было включение более тридцати тысяч нормативных актов, расположенных в хронологическом порядке, начиная с Соборного уложения 1649 г. и заканчивая Манифестом от 14 декабря 1825 г., вне зависимости от их юридического статуса.[6]

С 90-х гг. годов в России издается Собрание законодательства Российской Федерации, которое является официальным периодическим изданием. В нем в хронологическом порядке и по соответствующим разделам публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов (ст. 7 Закона о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания).[7]

Публикуемые в Собрании законодательства Российской Федерации акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые но­мера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты. При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер. При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме. Собрание законодательства Российской Федерации издается и распространяется не только в бумажном, но и в электронном виде.[8] Электронная версия периодических изданий позволяет знакомиться с соответствующими нормативными актами, которые расположены в хронологическом порядке. При этом возможна сортировка документов по убыванию и возрастанию даты, а также по номеру, наименованию, виду документа, установлению связей с другими документами. Кроме того, предусмотрены дополнительные возможности работы с документами (поиск по тексту, экспорт в файл, создание закладок, печать и т. д.). Тем не менее, даже электронная версия Собрания законодатель­ства не позволяет увидеть полную картину российского законодательства, так как Собрание законодательства Российской Федерации издается один раз в неделю, а нормативные акты не консолидированы с учетом их изменений и дополнений.

Однако в настоящее время более удобными для оперативной работы с нормативными актами оказываются не машиночитаемые издания официальных текстов нормативных актов, а информационно-правовые системы. Информационные ресурсы этих систем составляют более полную базу данных. Они быстрее обновляются и пополняются.

Сегодня, когда реально происходит переход от простейших компьютерных способов обработки и хранения нормативных данных к автоматизированному вводу данных, к онлайновым и сетевым технологиям, важно учитывать эти изменения в подходах к правовой информатизации Российской Федерации. Еще в конце последнего десятилетия утверждали, что, «к сожалению, никакой компьютер не даст возможности ознакомиться с этим огромным количеством законов простым смертным. Это физически невозможно, не говоря уж о том, что не каждый человек имеет доступ у нас в стране к компьютерам».[9] Сегодня обсуждается уже не «доступ к компьютерам», а вопросы доступа к Интернету и использования компьютера не только как средства оперативной редакторской работы или распечатывания текстов, но и как инструмента автоматизированного учета и поиска правовых документов.[10]

С учетом предыдущего опыта правовой информатизации Российской Федерации и систематизации законодательства в их взаимосвязи[11] на основе новейших информационных технологий должен быть осуществлен переход к автоматизированной систематизации правовых актов. С этой стороны следует подходить к решению вопроса об активизации работы над подготовкой Свода законов Российской Федерации. Еще в первой половине 90-х гг. прошлого столетия правовую информатизацию Российской Федерации на государственном уровне справедливо стали рассматривать в качестве необходимого средства обеспечения важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества.[12] В начале девяностых в качестве меры по созданию общенациональной системы правовой информации на Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации и Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации были возложены обязанности по созданию и ведению «эталонного банка данных правовой информации», необходимого для формирования концепции правовой политики, программ законопроектных работ и правового обеспечения осуществляемых в Российской Федерации реформ.[13] 
В целях унификации формирования эталонных банков данных правовой информации в 1993 г. был утвержден Общеправовой классификатор отраслей законодательства.[14] В 2000 г. «в целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры Российской Федерации и органами местного самоуправления» был одобрен новый классификатор правовых актов. Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам прокуратуры Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано использовать классификатор правовых актов при формировании банков данных правовой информации и при автоматизированном обмене правовой информацией. По мнению авторов проекта, разработанная система классификации правовых актов учитывала современное состояние законодательства и перспективы его развития, была пригодна для реализации как в компьютерных системах, так и на бумажных носителях, важна для будущей работы по созданию Свода законов Российской Федерации.[15] С этой целью схема предметного классификатора была согласована со схемой Свода законов Российской Федерации.

Дальнейшая работа по правовой информатизации Российской Федерации и автоматизированной систематизации законодательства предполагает совершенствование их нормативного обеспечения. Во-первых, на основе программных документов по развитию информационного общества должны быть обновлены программные акты по правовой информатизации. Во-вторых, следует учитывать новейшее законодательство об информации. В-третьих, необходимо определить юридический статус нормативной информации, распространяемой в электронном виде.

Программные документы, содержащие общие цели и направления по развитию информационного общества и электронного правительства, служат основой для обновления программы правовой информатизации Российской Федерации.[16] Концепция правовой информатизации России была принята впервые в 1993 году в целях формирования нормативной базы правовой информатизации России и обеспечения ускорения создания региональных центров правовой информации и организации эталонного банка данных правовой информации, необходимого для формирования правовой политики, программ законопроектных работ и правового обеспечения осуществляемых в Российской Федерации реформ.[17] Под правовой информатизацией России понимался процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

К основным проектам и программным мероприятиям были отнесены, в частности:

разработка плана проведения работ по подготовке проектов законов и других нормативных актов, регулирующих отношения в сфере правовой информатизации и использования систем правовой информации;

формирование центрального узла правовой информации на базе НТЦ «Система»;

создание центрального интегрированного банка правовой информации, включающего ретроспективу российского законодательства и зарубежное законодательство;

создание и развитие в интересах органов государственной власти Российской Федерации электронных систем доступа к информационно-правовым ресурсам центрального узла правовой информации;

создание оптоволоконной телекоммуникационной системы, объединяющей органы государственной власти Российской Федерации и центральный узел правовой информации;

разработка системы долговременного (архивного) хранения систематизированных фондов органов государственной власти Российской Федерации;

создание предпосылок для формирования информационно-коммуникационной среды единого общегосударственного информационно-правового пространства, построения региональных узлов правовой информации, интегральных баз данных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечения их взаимодействия с центральным узлом правовой информации на базе НТЦ «Система».

Программой предусматривались разработка и реализация проектов и мероприятий по следующим направлениям:

правовая информатизация правотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации;

правовое обеспечение процессов правовой информатизации Российской Федерации;

создание единого информационно-правового пространства органов государственной власти Российской Федерации;

формирование государственной политики правовой информатизации Российской Федерации.

Государственный фонд правовой информации должен был быть сформирован из эталонных банков данных, удовлетворяющих информационные потребности широкого круга пользователей, а информационные массивы системы — организовываться в виде эталонных и рабочих баз данных. Эталонные базы ведутся организациями, ответственными за подготовку документов. Информатизация правовой сферы должна обеспечить упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации. Концепция правовой информатизации России сохранилась до сегодняшнего дня практически в неизменном виде.

Реализация региональной правовой информатизации осуществлялась в первом десятилетии нового века в том числе в рамках программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)»,[18]  что указывает на взаимосвязь правовой информатизации Российской Федерации и программ по развитию информационного общества и электронного правительства.

В новом программном документе правовой информатизации Российской Федерации должны быть не только отражены задачи построения инфраструктуры государственной системы правовой информации, но и более детально описаны автоматизированные процессы создания, хранения и организации доступа к нормативным актам в электронной среде. При этом среди главных задач правовой информатизации Российской Федерации должны быть автоматизированная систематизация законодательства, в целом, и формирование Свода законов Российской Федерации в электронном виде, в частности.

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 к основным направлениям ее реализации, в частности, отнесено создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации. Несколько важных положений сформулировано в государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».[19]  В государственной программе указано, что использованию потенциала информационных технологий препятствуют разрозненность государственных информационных ресурсов, невозможность сопоставить данные, содержащиеся в этих ресурсах, а также значительное дублирование информации. Необходимо обеспечить полноту, достоверность, актуальность и доступность официальной правовой информации в электронном виде, в том числе за счет модернизации механизмов официального опубликования правовых актов, интеграции систем информационно-правового обеспечения органов государственной власти. Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере будет обеспечиваться постоянным мониторингом законодательства Российской Федерации, актуализацией нормативных правовых актов, приведением их в соответствие с требованиями текущих потребностей информационного общества и международными нормами права. Реализация мероприятий по развитию государственной системы правовой информации должна создать оптимальные условия максимально полного удовлетворения информационных потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан в использовании правовых актов на основе эффективной организации и использования информационно-правовых ресурсов с применением современных информационных технологий.

Новейшее законодательство об информации также требует учета при совершенствовании правового обеспечения деятельности по подготовке Свода законов Российской Федерации, тем более что в поле зрения исследователей, которые выдвигают предложения по возобновлению этих работ, попадают иногда лишь нормативные акты о создании Свода законов Российской Федерации, которые уже отменены.[20]  Однако согласно компетенции Министерства юстиции Российской Федерации наряду с другой деятельностью по учету и координации законопроектной и нормотворческой деятельности «участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации».[21]  Кроме того, не отменен и действует Указ Президента Российской Федерации о мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации.[22]  Следует обратить внимание на то, что действующая часть Указа связывает работу по формированию Свода с деятельностью по подготовке «контрольных текстов» нормативных актов на «машиночитаемых носителях» и поддержанию их «в контрольном состоянии», а также с обеспечением программно-технического сопровождения работы по подготовке контрольных текстов нормативных актов на машиночитаемых носителях и поддержанию их в контрольном состоянии. С учетом действующего законодательства об информации[23]  терминология вышеуказанного Указа и других нормативных актов нуждается в изменении и приспособлении к новейшему информационно-правовому понятийному обороту. Своего уточнения и определения требует, например, понятие «машиночитаемый» документ. В законодательстве давно уже закреплено понятие «электронного» документа, которое по своему смыслу является более широким, чем «машиночитаемый» документ. «Электронный» документ предполагает не только «машинное чтение», но и весь цикл автоматизированной деятельности с ним (создание, хранение, распространение).

С учетом юридического значения нормативной электронной информации полагают, что основная роль в формировании и развитии правовых информационных систем должна отводиться государству. Высказывается предложение, что государство должно стать участником коммерческих структур, владеющих информационными правовыми системами.[24]  Однако едва ли непосредственное участие представителей государства способно заметно усилить аналитическую деятельность информационных компаний. Государственное воздействие более эффективно путем государственного регулирования и контроля, например, посредством придания официального статуса соответствующей систематизации законодательства.

В соответствии с законодательством о правовой информатизации Российской Федерации ее основу создают так называемые «эталонные банки» правовой информации. В Концепции правовой информатизации России под эталонным банком понимается «совокупность эталонных электронных копий правовых актов». Тавтология в определении не дает возможности понять юридическое содержание этого понятия. Термин «эталон», означающий средство измерения, или образец в переносном смысле этого слова едва ли будет достаточным для определения юридического значения электронных документов. Видимо, в этом случае также следует обсуждать официальный статус документов.

Согласно закону официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» (ч. 1 ст. 4 Закона о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6 Закона о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания).

Тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система», являются официальными.[25] НТЦ «Система» издает и распространяет официальные «машиночитаемые» сборники, являющиеся электронными копиями официальных периодических изданий «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», выпускаемые издательством «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Официальный характер применительно к электронным документам, видимо, означает их приоритетный характер и позволяет использовать соответствующие тексты в ходе правоприменительной практике.

На практике получили распространение тексты так называемых «текущих редакций» нормативных актов, которые с учетом внесения изменений в нормативные акты составляются неофициально и могут быть основой для текущей юридической деятельности. Считают также, что они являются «инкорпорированными» текстами и служат исходным материалом для официального «переиздания»[26] нормативных актов и подготовки систематических собраний законодательства.[27]

Очевидно, что Электронный свод законов Российской Федерации может быть собранием законодательства, составляемым по предметному признаку и консолидированным с учетом текущей редакции законов на определенную дату.



[1] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 г. «Общими силами — к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. 1998. 24 февр. — В Послании, в частности, указывалось на необходимость «навести порядок в законотворческой деятельности»; на «несистемность законодательной деятельности» в связи с «неясными представлениями» о структуре и содержании «российского правового пространства»; на «стихийность появления многих законопроектов».

[2] Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 829.

[3] «Ни для кого не секрет, мы очень много законов напринимали. Они растут, как грибы. Видимо, в законотворчестве основное внимание сейчас надо уделять все-таки подготовке кодексов. Свод законов мало что даст. Это слишком простая систематизация, и я боюсь, что многотомный Свод законов — не выход из положения. Нужна коренная переработка существующего нормативного материала и его кодификация. Тогда, может быть, что-то и получится» (Черниченко С. В. Выступление // Стенограмма заседания круглого стола Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Европы на тему «Проблема обеспечения прав граждан на доступ к правовой информации». 1997.26 ноября). — См. также; Михайлов О. В. Систематизация нормативно-правовых актов как способ их совершенствования: Проблемы методологии. Автореф. дис. ... к. ю. н. М., 2003. С. 16-17.

[4] См., напр.: КухарукТ. В. Правовая система и систематизация законодательства. Дис. ... к. ю. н. СПб., 1998; Кумышева М. К. Законодательство Российской Федерации и ее субъектов (проблемы систематизации и оптимизации). Дис. ... к. ю. н. Ростов/Д., 1998; Сивицкий В. А. Систематизация конституционно-правовых актов Российской Федерации. Дис.... к. ю. н. М., 1999; Орешкина И. Б. Систематизация нормативно-правовых актов Российской Федерации. Автореф. дис. ... к. ю. н. Саратов, 2000; Бабошин О. А. Система конституционного права как отрасли российского права. Дис. ... к. ю. н. Екатеринбург, 2001; Кудешкина О. Б. Систематизация отечественного законодательства. Автореф. дис. ... к. ю. н. Казань, 2002; Михайлов О. В. Систематизация нормативно-правовых актов как способ их совершенствования. Проблемы методологии. Автореф. дис.... к. ю. н.; Магомедов С. К. Унификация терминологии нормативных правовых актов Российской Федерации. Дис. ... к. ю. н. М., 2004. — См. также, напр.: Вершинин А. П. Система и систематизация российского законодательства об энергетике // Правоведение. 2009. № 2. С. 37-52.

[5] Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2010. С. 448.

[6] Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. Кн. 4. Положительное право. СПб., 1914. С. 324-328; Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 490-496; Трубецкой Е. И. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 98-102.

[7] Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

[8] Обязанности по изданию и распространению Собрания законодательства Российской Федерации в «машиночитаемом» виде возложены на научно-технический центр правовой информации «Система», а в бумажном виде — на издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации: п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» (САПП РФ. 1994. № 15. Ст. 1173).

[9] Черниченко С. В. Выступление // Стенограмма заседания круглого стола Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Европы на тему «Проблема обеспечения прав граждан на доступ к правовой информации». 26 ноября 1997 г..

[10] Егоров Г. Г. Роль справочных правовых компьютерных систем в систематизации российского законодательства: Вопросы теории и практики. Автореф. дис. ... к. ю. н. Волгоград, 2007; Казаков Д. А. Систематизация российского законодательства на основе использования современных информационных технологий. Автореф. дис. ... к. ю. н. М., 2007.

[11] Михайлов О. В. Систематизация нормативно-правовых актов как способ их совершенствования: Проблемы методологии. Автореф. дис. ... к. ю. н. С. 6, 8, 12-13.

[12] Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 г. № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2642.

[13] Положение о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 332 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. № 1. Ст. 59; Распоряжение Президента Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. № 536-рп «О мерах по созданию системы правовой информатизации» // САПП РФ. 1992. № 13. Ст. 1057; Указ от 12 мая 1993 г. № 663 «О мерах по созданию единого эталонного банка данных правовой информации» // Там же. 1993. № 20. Ст. 1759.

[14] Указ Президента от 16 декабря 1993 г. № 2171 «Об Общеправовом классификаторе отраслей законодательства» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 119.

[15] Маковский А. Л., Новиков Д. Б., Силкина А. В., Симбирцев А. Н. Концепция системы классификации правовых актов Российской Федерации (не опубликована. Доступна в СПС «КонсультантПлюс»).

[16] См., напр.: Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утв. Постановлением Правительства от 28 января 2002 г. № 65 г. // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 531.

[17] Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 «О Концепции правовой информатизации России» // САПП РФ. 1993. № 27. Ст. 2521. — Затем была утверждена президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации», утв. Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. № 808 «О президентских программах по правовой информатизации» (СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3289). — См. также: Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 477 «О мерах по ускорению создания центров правовой информации» // САПП РФ. 1993. № 17. Ст. 1473

[18] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. № 1024-р «О Концепции региональной информатизации до 2010 года» // СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3419.

[19] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"» // СЗ РФ. 2010. № 46. Ст. 6026.

[20] См., напр.: Юртаева Е. А. Системность и систематизация в законотворчестве: теория и опыт// Российская юстиция. 2010. № 4. С. 11-13.

[21] Пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108.

[22] Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации (с изм. от 19 ноября 2003, утв. Указом № 1365; от 22 марта 2005 г. № 329) // Там же. 1998. № 7. Ст. 829.

[23] Прежде всего Федерального закона от 27 июля 2006 г. (в ред. от 27 июля 2010 г.) № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3448).

[24] Егоров Г. Г. Роль справочных правовых компьютерных систем в систематизации российского законодательства: Вопросы теории и практики. Автореф. дис. ... к. ю. н. Волгоград, 2007. С. 7.

[25] Пункты 1-2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. №662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» (САПП РФ. 1994. № 15. Ст. 1173).

[26] Кудешкина О. Б. Систематизация отечественного законодательства. Автореф. дис. ... к. ю. н. С. 9-10.

[27] Там же; Казаков Д. А. Систематизация российского законодательства на основе
использования современных информационных технологий. Автореф. дис. ... к. ю. н.
С. 16-17.